Совместная экспедиция С 16 июля по 20 сентября под эгидой Геодезического факультета и Факультета Прикладной Космонавтики проведена экспедиция в район Вологодской и Архангельской области с целью отработки технологии исполнительных съёмок газопроводов и аналогичных объектов с помощью приёмников спутниковой навигационной системы GPS. Объединенная бригада двух кафедр состояла из трёх опытных специалистов Суслина В.И. (кафедра Астрономии и Космической Геодезии), Кавешникова М.Б. и Прощаева С. (кафедра Вычислительной Техники и Обработки Аэрокосмической Информации) и студентов Геодезического Факультета - Дегтярева С., Лактюнкина А., Суслиной Т. Hа вооружении были шесть двухчастотных геодезических приемника самых передовых на сегодняшний день фирм Javad Positioning, Topcon, Leika. За два месяца бригада выполнила работы на трёх участках общей протяженностью в 150 км в сложных дорожных условиях, когда на легковом автотранспорте приходилось прорываться туда, где вязли грузовики с высокой посадкой. Сбор координат выполнялся методом “ stop and go”. Одновременно в поле работало четыре исполнителя с подвижными приемниками, и один исполнитель находился у базового. Когда у одного приёмника кончалась память или батареи - инициализировался запасной - и работа продолжалась. Особенно трудные условия съемки – край леса, здесь часто прерывается слежение за фазой и имеет место явление многолучевости. Наибольшее число «вылетевших» точек здесь. В центре просеки на трассе многолучёвости практически нет, а фаза рвётся в единичных случаях. Как правило, в центре просеки находится главный объект съемки - труба. Но работа исполнителя здесь не менее сложна, поскольку положение трубы определяют трассоискателем, а положение самого трассоискателя по GPS. Не менее хлопотна работа с планово-высотным обоснованием. Многие пункты ГГС создавались десятки лет назад, и на их месте вырос лес. В нём приходилось вырубать просветы, чтобы открыть видимость спутникам. Транспорт чинили прямо на месте: аккумулятор, карбюратор и прочие лишние и не лишние детали, - это, как водится. Когда возвращались в Москву, одна из машин завелась только с «веревочки» и въехала в город на одном тормозе правого колеса. Особо стоит отметить группу поддержки, оставшуюся в Москве. От деканов факультетов до просто выпускников нашего университета. Это Журкин И.Г., Шлапак В.В., Шилкин А.Ф., Миронов С., Чернявский А., Старостин А.Ю. Без их помощи на разных этапах организации акции результат не был бы достигнут. Итоги экспедиции – накоплен бесценный опыт в организации работ, переговорах с местными администраторами, починки разного оборудования в экстремальных условиях, но главное - свои навыки при проведении GPS-съемок и обработки результатов. Мы надеемся, они позволят со временем создать самую эффективную методологию съемок протяженных объектов, и самую производительную съемочную бригаду, не уступающую специалистам как зарубежных, так и отечественных компаний.
|